В конце 50-х годов стали нарастать темпы народного хозяйства, появляться новые промышленные предприятия, строительной индустрии, начали строиться первые крупнопанельные жилые дома (кстати, в честь Московского фестиваля молодежи и студентов возник так называемый поселок «Фестивальный».)
Экономическое развитие, изменение демографического состава населения, уже к 1959 году достигшего расчетной численности, создало необходимость освоения новых территорий для жилья и промышленности, пересмотр параметров транспорта, социально-бытового обслуживания, потребовало корректировки предыдущего и составления новогоГенерального плана.
Он был разработан специалистами института «Гомельгражданпроект» и в 1964 году был утвержден советом министров БССР. Генеральный план решал основную задачу - приведения планировочной структуры города в соответствие с требованиями новых градостроительных норм, принципам градостроительной науки и практики планировки городов СССР.
Расчетная численность населения принимается 350 тысяч человек к 1980 году.
Создание новых жилых районов на территории аэродрома, у деревни Волотова и по Речицкому шоссе.
Намечено строительство второго автомобильного моста и развитие северо-восточной и северо-западной промышленных зон.
Однако объемы промышленного, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства превзошли все ожидания.
Численность населения города достигла 275 тысяч уже к 1970 году, все пригодные для строительства территории были освоены. Были возведены десятки новых предприятий.
Вышло постановление Совмина СССР о развитии сельскохозяйственного машиностроения (к примеру, численность работающих на заводе «Гомсельмаш» увеличивалась с 4 до 30 тысяч).
Заводы "ЗЛиН", "Ратон", завод клеедеревянных конструкций, комплексы больниц, развитие учебных заведений и, главное, бурный рост объемов крупнопанельного домостроения потребовали разработку нового генерального плана.
В 1972 году институт «Гомельгражданпроект» приступил к разработке нового генерального плана, оказавшись единственным из областных институтов республики, самостоятельно выполнивших эту работу, утвержденную Совмином БССР.
Главной идеей генерального плана было то, что впервые в республике была доказана экономическая целесообразность использования обширных пойменных территорий для городского строительства.
Эта разработка позволила в корне улучшить планировочную структуру города, максимально приблизив жилье к водно-зеленому диаметру.
Расчетная численность города на расчетный срок к 2000-му году намечалось 620 тысяч человек.
Проектом предусматривалось пространственное развитие центра города с выходом его в Залинейный район к улице Б.Хмельницкого.
Устройство обходных магистралей непрерывно движения с целью разгрузки центра и целый ряд других основополагающих идей.
В составе генерального плана выполнен проект планировки пригородной зоны.
Следует отметить, что сам генеральный план и все его составляющие разделы были разработаны настолько глубоко и профессионально, что при утверждении его Совмином БССР было отмечено высокое качество проекта.
И он до сих пор является актуальным и отвечающим на целый ряд стратегических вопросов развития города.
Авария на Чернобыльской АЭС с 1986 года дестабилизационно отражалась на темпах градостроительного развития города. Доминирующим фактором демографического и социально-экономического развития стала миграция, резко снизилась рождаемость, сократился прирост населения и к 1994 году впервые было отмечено отрицательное сальдо общего движения населения.
Преобразование в социально-экономической жизни республики (приватизация земли и жилья, изменение отношения к производственному комплексу) вызвали изменение и в градостроительном развитии города. Это выразилось в пересмотре социально-экономических параметров, жилищной политики, тенденций территориального развития – что и привело к составлению нового генерального плана.
Следует отметить, что эти же причины вынуждали искать ответы на поставленные задачи в генеральных планах 2010 и 2015 годов. Сохраняя принципиальные стратегические идеи, заложенные в генеральном плане 1976 года, все последующие разработки отличались выбором направления территориального развития и определения возможностей его осуществления. Эти генеральные планы выполнялись институтом «БелНИИПградостроительства» г. Минска, ГП-2003 с участием специалистов «Гомельгражданпроекта».
Расчетный срок – 2020 год.
Население - 515 тыс. чел.
Структура жилищного фонда: 80%-многоквартирные застройки и 20%-индивидуальная, что потребовало для этого около 1500 га территорий, а пределах городской черты имелось лишь 380 га.
В этом проекте было предложено Северо-Западное направление развития на Еремино и Костюковку (за объездным полукольцом, за Брилевскими садами).
Это направление считалось наиболее экономичным, так как позволяло поэтапно осваивать территорию, не отрываясь от инженерной инфраструктуры и от мест приложения труда.
К недостаткам можно отнести уход от водно-земного и освоением под застройку высокобалльных земель.
Генплан 2003 года был утвержден Указом Президента Республики Беларусь.
Однако вскоре Северо-Западное направление развития города было запрещено, ввиду принятого решения сохранения пригородных сельхозугодий.
При этом потребность в территориях составляет – 2200 га.
Основным направлением развития было определено Восточное: многоэтажное в Березках, усадебное в Красном Маяке.
Этот вариант Генплана изначально вызывал противоречия и вопросы: новый район оказывался автономным, выпадал из планировочной структуры города, требовал строительства трех путепроводов через железнодорожные пути, восточного обхода и 14 км магистральной теплотрассы от Северной котельной.
И главное: отсутствие мест приложения труда к социальной инфраструктуре приводит к ежедневной миграции населения и транспортному коллапсу в существующей части города.
Этот проект не прошел согласований и был отклонен.
Сохраняя технические параметры предыдущего, предлагается Южное направление развития – по Черниговскому шоссе.
Данный генплан и по сей день является действующим.
К сожелению размер файла очень большой, скачать Действующий Генплан г.Гомеля.